Плачущий камень

От автора

Татары называют его Хутурлу-тан, то есть бешеный или паршивый камень.

У подножья Байдарских ворота, известных в Крыму величественным видом на море и разнообразные скалистые выступы Яйлинского хребта, — до настоящего времени существует маленькое селение Мухалатка (ныне поселок Олива), а за ним урочище Кастропуло, сохранившее следы некогда бывшего христианского поселения с крепостным замком, воздвигнутым над высоким отвесным берегом моря, вследствие, чего вероятно, и называлось Кастропуло т. е. крепостцою.

Урочище это, изрезанное глубокими оврагами и выдвинувшими черными шиферными буграми, носит отпечаток страшной деятельности вулканических сил: кругом покоятся развалины огромных известковых гор в виде округленных масс, как будто предназначенных в боевые снаряды против злых шайтанов.

Такая величественная картина величавой деятельности огненных сил между морем и громадными серыми отвесами Яйлы, производит ужасающее впечатление на непривычный глаз. Даже туземцы не равнодушно пробираются по тропинкам этой местности, в особенности в осенние и весенние ветряные дни, когда ураганы заставляют трещать и ломаться вековые деревья.

Относительно причин, вызывающих эти страшные бури, у местных поселян придумано было, как бы в назидание или утешение людям, множество легенд, которые передавались старухами даже в мое детство в Кикенепзе и Алупке, но теперь они или совершенно забыты им признаны за бессмысленные сказки людьми, заинтересованными материальными благами.

Мне помнится только, что бури эти, по их мнению, ежегодно в урочные дни отправляла природа как тризну на память преждевременно погибших благодетелей человеческого рода, но, к сожалению, я не могу припомнить всех подробностей этих поэтических эпосов, исполненных игривой фантазии впечатлительной натуры древнего грека.

В памяти моей сохранилось предание о черном камне, лежавшем невдали от тропинки, ведущей из Кастропуло в Мухалатку и то только потому, что мне лично прошлось ночью слышать какие-то неясные звуки, походящие на непрерывные и протяжные стоны умирающего человека (Нет сомнения, что в этом заключается какая-нибудь естественная причина вроде отверстия или приподнятого положения). Стоны эти, по словам туземцев, раздаются искони в известный час безлунной ночи, вследствие чего камень этот назван камнем стонов или плачущим. Но так как первобытному жителю этой местности необходимо было объяснить детям причины такого непонятного явления, то надо было создать назидательную повесть, в которой проявилось бы деяние карающей руки Провидения за преступные деяния.

Легенда эта, по-видимому, отнесена к временам архиепископства на южном берегу Святого Иоанна Готского, потому что начинается следующим образом:


Карл фон Кюгельген. "Вид Мухалатки"

Легенда о плачущем камне

В то блаженное время, когда между нами постоянно находился святой митрополит, когда он освящал своими босыми ногами наши тропинки, соединяющие одно селение с другим, когда он своеручно окроплял наши хижины святою водою и вносил в них священные запасные дары, — одна из злых женщин, которую святитель постоянно обличал в безнравственно-преступных поступках, решилась избавиться от него навсегда. Для достижения задуманного, она, узнав, что митрополит нередко проходит по ночам из Мухалатки на Ай-тодор, в одну темную ночь засела, около тропинки, под кустом с дубиною в руках. Цель ее была поразить митрополита внезапным ударом по голове.

Угодник Божий, не подозревая подобного замысла, по обыкновенно шел медленным шагом по известной ему дорожке, но как только поравнялся с кустом, получил сильный удар в плечо.

— Ай, да окаменеешь злодей! — невольно вырвалось у него с языка — и он упал на землю, лишившись чувств.

На следующий день жители ближнего селения, перенося архипастыря к себе, заметили за кустом большой почерневший камень, которого здесь не было раньше. Откуда и каким образом он появился? — вопрошали они друг друга, но впоследствии, когда святитель рассказал о происшедшем и народ догадался, кто мог совершить такое коварное посягательство на жизнь святого старца, все единогласно предали виновницу анафеме с тем, чтобы прах ее никогда не подвергся тленно и чтобы непрерывными стонами напоминал прохожим о страшном злодеянии.

С той поры камень этот в урочный час мрачной ночи начинаете свою скорбную песнь, которая, по мнению рассказчицы, прекратится только тогда, когда настанет день страшного суда и когда грешный дух блудницы повергнут будет в пламень ада.


Николай Ларский "Камень. Крым"

Из книги В.Х.Кондараки "В память столетия Крыма" 1883г.

Смотрите также


Опук-Кая или Скала Удодов Яркие птицы-удоды имеют свою легенду, рожденную в окрестности скалы Опук каи - ныне природного заповедника.
Длинная крепость Добрая и поучительная легенда о несохранившейся ныне крепости Узун-Калеси неподалеку от мыса Казантип
Катара-куле или проклятая башня Две самые высокие башни крепости в Судаке, построенной еще до генуэзцев, имеют свою легенду о заключенных в ней.
Гробница Мамая Хан Мамай, оставив в нашей истории глубокий след в Куликовской битве, закончил жизнь в Крыму, возле Феодосии.
Затопленный город Поучительная сказка о том, как бывает наказано зло, в какой стране и за какими стенами бы оно не затаилось.
Баня дев Предание о том, как добрые духи награждают чистых сердцем, открытых и готовых помочь всему миру людей.